Искусство схемотехники

Логические элементы

К логическим операциям можно отнести любые действия с булевскими числами, под которыми понимается 0 и 1, в случае схемотехники и микросхем это может быть GND и +5 вольт, для микросхем с питанием на 5 вольтах, а для микросхем на 3.3 вольта это напряжение будет логической единицей. В логических элементах мы практически не будем говорить про токи, так как они там находятся в размерах 0.02 ампера, нас интересует только наличие или отсутсвие напряжения, при этом нам не так принципиально его точное значение, т.е. если где-то есть напряжение в 4.95 вольта, мы говорим, что там логическая единица, хотя напряжение дословно не равно 5 вольтам.
Семисегментный индикатор.jpg
Семисегментный индикатор.jpg

Унарные операции

Раз у нас есть только два состояния 0 и 1, то все дальнейшее действие происходит в стороне сравнения этих сигналов, которых кстати может быть не только два, а гораздо больше, но начнем мы разбирать логически операции на примере именно двух входов, а точнее с первых двух операциях на одном входе и одном выходе. Первый вариант называется буфер, который выводит тоже самое что и получил на вход, пришла единица, на выходе единица, пришел 0 на выходе 0, вторая по сложности это инверсия или логический вентиль НЕ (NOT), где на выходе мы получаем обратный сигнал входа, т.е. на входе 1 на выходе 0 и наоборот. На схемах инвертированный выходы обозначаются кружочками или «пузырьками»

Бинарные операции AND и OR

Операции с одним входом и одним выходом называются унарные, а если входов два, то такие операции называются бинарные и самая первая бинарная операция это И или (AND), на схемах обозначается прямоугольником со знаком &, что и следует из его логики, которая заключается в том что если на первом контакте 1, а на втором 0, но на выходе мы получим 0, так же и при том что на первом контакте 0, а на втором 1, на выходе мы получим все равно 0, при всех нулях мы так же получаем на выходе 0. Получить на выходе 1 можно тогда и только тогда когда оба контакта высокие или 1
Высокий (англ. High) или +5 или логическая 1, а Низкий (англ. Low) или. GND или логический 0 - эти два обозначения на английском языке так же часто встречаются в схемотехнике.
Вторая бинарная логическая операция является ИЛИ (OR) на схемах обозначается прямоугольником с цифрой 1, которая как бы подсказывает нам, что если хотя бы одно значение на входе у нас равно 1, то на выходе мы получим 1, а 0 мы получим только когда все значения на выходе равны 0.
Инвертированные И и ИЛИ отличается на схематическом изображение тем, что на выходе у нас изображён «пузырик» как и в унарном вертеле NOT. Следовательно на выходе мы получаем значение обратное от И или ИЛИ.
Условно-графическое обозначение логических элементов.jpg

Логическая операция ХОР

Ну и последнее значение логических операций которые мы рассмотрим это XOR или исключающее ИЛИ, которое по сути исключает два повторяющихся сигнала, т.е. В классическом ИЛИ при единице на первом и втором контактах у нас на выходе была так же 1, а в исключающем ИЛИ в таком случае на выходе 0, при этом на выходе будет 1 если един из контактов 1 и 0 если оба контакта равны, нулю или единице. Так же если мы добавим на схеме «кружок» или «пузырик» на выходе, то получим инвестированный исключающий ИЛИ.
Таблица истинности логических компонентов.jpg

Сумматор

Теперь если мы соединим исключающий ИЛИ и & то получим сумматор у которого есть вход А и вход B которые сравниваются друг с другом через XOR и далее нужно вспомнить школьную информатику где:
0 0 + 0 0 = 00
0 0 + 0 1 = 0 1
0 1 + 0 0 = 0 1
0 1 + 0 1 = 1 0

На выходе как мы знаем у нас может быть только один сигнал 0 или 1, и если в первых трех примерах можно ориентироваться по последнему символу, а первым пренебрегать, так как он 0, то в последнем примере у нас единица переходи выше, что и записывается на выход P - перенос.

Если мы соединим два и более сумматора, то получиться, что мы должны учитывать перенос от предидущего сумматора, следовательно у нас есть разъем Pо - перенос из предидущего разряда.
УГО и СХЕМА сумматора.jpg

Шифратор и дешифратор

Следующим комбинированным логическим устройством можно считать шифратор, который переводим сигнал из 8 линий в 3 линии двоичного кода. Т.е. представим что у нас есть устройство к 8 кнопками, на на микроконтроллере который выполняет некие операции относительно нажатых кнопок всего 3 свободных порта, куда можно передать информацию. Шифратор легко справляется это задачу, так для
000 - нажата первая кнопка
001 - нажата вторая кнопка
010- нажата третья кнопка
*****************************
111 - нажата 8 кнопка
Устройство которое совершает обратную работы называются дешифратор, по сути он получает двоичный код на свой вход и в зависимости от него выводит логический сигнал. Так например, если тому же микроконтроллеру нужно включать 8 светодиодов, а свободных портов у него только 3, то дешифратор замечательно справляется с данной задачей

000 - горит 1 светодиод
001 - горит 2 светодиод
010- горит 3 светодиод
*****************************
111 - горит 8 светодиод.
Схема семисегметного дешифратора.jpg

Мультиплексор

Теперь представим, что вместо нажатой кнопку у которой есть только два состояния мы имеем на 1 входе меандр, на втором входе синусоиду, на третем пилу и т.д. Мы возьмем дешифратор с двумя входами и четырьмя выходами (предположим у нас 4 сигнала, которыми нужно управлять), теперь мы подключаем сигналы с бинарному &, который его пропустит только тогда когда на свой второй контакт получит 1 с шифратора. Следовательно при подаче на шифратор 0 0 - на выходе мы получим сигнал с первого канала, 0 1 - со второго и т.д. Такое устройство называется мультиплексор ну и по логике устройство отличное(зеркальное) от него называется демультиплексор.

Триггер

Если соединить два ИЛИ как показано на схеме, то мы получим ТРИГГЕР суть которого сводится к хранению состояния так как из-за логического соединения изначально выход триггера находится в состояние 0, но стоит замкнуть (подать 1) хотя бы раз вход S (set - англ. поставил) то на выходе мы получаем 1, ну и на инвертированном выходе 0, такое состояние сохраниться независимо от изменений S, пока на разъем R (reset - сброс) мы не подадим логический 1, тогда триггер вернется в состояние 0 на выходе и будет ждать 1 на вход. Триггер - англ. Спусковой крючок.

По сути триггер позволяет нам хранить предидущее состояние и на этой логике основывается ПАМЯТЬ, как оперативная RAM (при отключение электроэнергии она стирается или входит в изначальное положение), так и ROM - постоянная память.

Постоянная память может быть заложенной заводом изготовителем ROM, одноразово программируемой PROM и многократно программируемой EPROM, о которой мы уже будем говорить в курсе по прошивке модулей стиральных машин и холодильников.
RS триггер.jpg
Вопросы 0
Для того чтобы задать вопрос нужно войти или зарегистрироваться
Содержание урока
Контрольный вопрос
Как называется унарный логический компонент передающий тот же сигнал, что и принял
Для доступа нужно
Авторизиция
Еще не зарегистрированы? Зарегистрироваться